Полная версия

Правила применения оружия согласно российскому законодательству

Портал об оружии разных эпох Законодательство Правила применения оружия согласно российскому законодательству

Закон РФ от 13 декабря 1996 года «Об оружии» статья 24 «Применение оружия гражданами»:

Граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного или группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.

В соответствии с ФЗ «Об оружии», лица, впервые приобретающие оружие самообороны, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием и действий, связанных с оказанием доврачебной медицинской помощи пострадавшим от применения огнестрельного и газового оружия.

Проверки знания правил безопасного обращения с огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием самообороны, огнестрельным бесствольным оружием самообороны, газовыми пистолетами и револьверами, а также сигнальным оружием проводятся сотрудниками лицензионно-разрешительной работы в ходе рассмотрения заявлений граждан Российской Федерации, впервые приобретающих такое оружие.

Не подвергаются проверке лица, имеющие разрешения на хранение, хранение и ношение охотничьего, спортивного или служебного оружия, а также военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций, за которыми закреплено табельное оружие.

Для указанной проверки граждан разрешается использование компьютерной техники и специальных автоматизированных средств в порядке, установленном для периодических проверок работников юридических лиц с особыми уставными задачами.

Проверка проводится по программе, которую определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Закон РФ от 11 марта 1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» согласно статье 16 «Условия применения специальных средств и огнестрельного оружия» гласит:

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности — специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств обязаны:

  • предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;
  • стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;
  • обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;
  • немедленно уведомить прокурора обо всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой лишение лицензии, а также иную ответственность, установленную законом.

Согласно статье 17 «Применение специальных средств»:

  • На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации.
  • Частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:
  1. для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;
  2. для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

Статья 18 «Применение огнестрельного оружия»:

Охранник имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

  1. для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;
  2. для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;
  3. для предупреждения (выстрелов в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

Указанные статьи во многом сходны по содержанию, однако между ними есть существенные различия:

  • по кругу лиц, на которых распространяется их действие;

Статья 24 Закона «Об оружии» действует в отношении всех граждан России, обладающих оружием на законных основаниях, в том числе на частных охранников.

Статьи 16, 17, 18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в российской Федерации» действуют только в отношении частного детектива и охранника.

  • по основаниям к применению оружия;

В статье 24 Закона «Об оружии» такими основаниями являются условия необходимой обороны и крайней необходимости.

Применение оружия согласно статье 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» возможно лишь на основаниях, перечисленных в этом Законе (см. статьи 17,18) и в пределах предоставленных лицензией прав.

Преступления, связанные с нарушением правил обращения с оружием и иными общеопасными веществами и предметами, образуют группу преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, ответственность за которые предусмотрена в главе 24 Уголовного кодекса Российской Федерации. К данной группе преступлений следует относить: незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК), незаконное изготовление оружия (ст. 223 УК), небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224 УК), ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 225 УК), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК). Названные преступления представляют собой посягательства на общественную безопасность, т. е. совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия жизни человека, общественный порядок, безопасность личных, общественных или государственных интересов в процессе обращения с оружием и иными общеопасными предметами. Общественная опасность таких преступлений выражается в том, что нарушается установленный порядок оборота оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, создаются условия для совершения других тяжких преступлений, сопряженных с гибелью людей, и в результате нарушения правил обращения с такими предметами. Ежегодно рассматривается судами около 30 тыс. уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным использованием оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК РФ), однако в 70% случаев подсудимые получают условное осуждение. При этом материалы таких уголовных дел свидетельствуют, что далеко не всегда учитывается количество изъятых у преступников оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, не принимаются во внимание отягчающие степень общественной опасности содеянного многократные факты сбыта этих опасных предметов.

Необходимо отметить, что в статье 349 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих. Однако такие деяния относятся к преступлениям против военной службы. Целью исследования темы в данной статье являются преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и направленные против общественной безопасности. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, а также боеприпасов и патронов к оружию на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 63 УК РФ совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов признается обстоятельством, отягчающим наказание. Виновный, совершая преступление с применением оружия, облегчает его совершение и, как правило, либо причиняет потерпевшему тяжкий вред здоровью, либо последствием таких действий может быть наступление смерти человека. Поэтому такие преступления, их исполнители заслуживают самого строгого уголовного наказания. Для достижения определенных преступных целей виновные, как правило, совершают какие-либо подготовительные действия, применяют оружие с целью насилия над потерпевшим. Согласно ст. 30 УК, приготовлением к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам. Вместе с тем, когда приготовительные действия образуют самостоятельный состав преступления, они оцениваются как оконченное преступление. Например, ответственность за приобретение, хранение, изготовление оружия и другие действия, связанные с незаконным оборотом оружия, предусмотрены ст. ст. 222, 223 УК РФ. Так, по приговору суда присяжных Ростовского областного суда 19 июня 2001 г. З. осужден по ч. 3 ст. 209 УК РФ, пп. «а», «б» ч. 3 ст. 162 УК РФ, ч. 3 ст. 127 УК РФ, ст. 317 УК РФ и ч. 3 ст. 222 УК РФ, а по ч. 2 ст. 167 УК РФ оправдан за отсутствием события преступления <1>. Вердиктом присяжных заседателей он признан виновным в создании в феврале 1997 г. с использованием своего служебного положения (инспектор дорожно-постовой службы ГАИ ОВД Ставропольского края) устойчивой вооруженной группы (банды), которой руководил совместно с Ж. и Ч., в участии в составе банды в нападениях: на ТОО «Булат», на граждан, в незаконном лишении их свободы с причинением тяжкого вреда здоровью, посягательстве на жизнь сотрудников милиции, незаконных перевозке, ношении автомата и боеприпасов к нему. Зная об имевшихся у других членов группы ножах, обрезе, автомате, З. для повышения мобильности группы предоставил свою автомашину. Как сотрудник ГАИ он, имея информацию о работе правоохранительных органов, направленной на пресечение деятельности указанной группы, использовал свое служебное положение и полномочия для облегчения проезда к местам нападений и отхода. 12 февраля 1997 г. по заранее разработанному плану З. привез Ж. и Ч. к помещению ТОО «Булат», а сам остался ждать их в автомашине. Ж. и Ч., угрожая Ю. автоматом, потребовали ключи от сейфа. Получив отказ, избили его. Поскольку крики Ю. привлекли внимание находившихся поблизости людей, бандиты с места преступления скрылись. 2 марта 1997 г. З., Ж., Ч. и Б. с целью завладения имуществом М. обманным путем выманили его из дома, избили, а затем втащили в дом, и связали вместе с находившейся там О. Угрожая им убийством, потребовали сказать, где находятся золотые изделия. Потерпевшие, опасаясь угроз нападавших, сообщили им об этом. Завладев золотыми изделиями, виновные уехали. Однако по дороге автомашину, управляемую З., с находившимися в ней участниками банды остановили сотрудники Зимовниковского ОВД для проверки документов. Чтобы избежать досмотра автомашины и выявления причастности их к разбойному нападению, Ж. произвел в сотрудников милиции из автомата не менее тридцати выстрелов, причинив им огнестрельные ранения, после чего участники банды с места преступления скрылись. Кассационная палата Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации приговор оставила без изменения. В надзорной жалобе З. просил судебные решения отменить, считая выводы, изложенные в приговоре, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и утверждая, что не знал о преступлениях, совершенных бандой. При рассмотрении дела, по его мнению, нарушены требования уголовно-процессуального закона: старшиной присяжных заседателей был избран работник милиции С., кассационная инстанция не вызвала его, осужденного, в судебное заседание и не обеспечила услугами адвоката. Президиум Верховного Суда Российской Федерации 16 июля 2003 г. надзорную жалобу осужденного оставил без удовлетворения, а в приговор внес изменения, указав следующее. Вердикт присяжных заседателей в отношении З. основан на исследованных в судебном заседании доказательствах. Присяжный заседатель С. освобожден от участия в деле и заменен запасным присяжным заседателем, коллегия присяжных заседателей сформирована в соответствии с требованиями закона. З. принимал участие в рассмотрении дела в кассационном порядке путем использования видеоконференцсвязи, была также рассмотрена кассационная жалоба его защитника, который, зная о дне слушания дела, не просил вызвать его в судебное заседание. При таких обстоятельствах нет оснований считать нарушенным право на защиту З. В соответствии с ч. 3 ст. 348 УПК РФ председательствующий квалифицирует содеянное в соответствии с обвинительным вердиктом и установленными судом обстоятельствами. Признавая З. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 127 УК РФ, суд в приговоре указал, что З. и другие, связав М. и О. и оставив их в таком состоянии, совершили незаконное лишение их свободы, не связанное с похищением. Потерпевшие показали, что нападавшие избили их, связали и, угрожая убийством, потребовали золотые изделия и деньги. Забрав золото, уехали, оставив их в доме связанными. Через некоторое время они смогли развязаться и сообщить о нападении в милицию. Согласно действующему законодательству под лишением свободы понимается незаконное лишение человека свободы передвижения в пространстве и общения с другими людьми, выбора их места нахождения. Как видно из материалов дела, нападавшие связали потерпевших, чтобы подавить их сопротивление и исключить возможность обращения в правоохранительные органы. Умысел был направлен не на лишение их свободы, а на завладение имуществом. Дополнительной квалификации преступных действий по ч. 3 ст. 127 УК РФ не требуется. Президиум Верховного Суда Российской Федерации отменил приговор, и определение кассационной палаты в отношении З. в части осуждения его по ч. 3 ст. 127 УК РФ и делопроизводством прекратил за отсутствием состава преступления, в остальном приговор оставил без изменения.

Некоторые законодательные акты в категоричной форме предусматривают обязанности некоторых должностных лиц в рассматриваемой ситуации. Так, в принятых VIII

Конгрессом ООН по предупреждению преступности (1990 г., Гавана) рекомендациях «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка» сказано, что в случаях, когда применена сила или огнестрельное оружие (т.е. причинено ранение), должностные лица, ответственные за поддержание правопорядка, «обеспечивают предоставление медицинской и другой помощи любым раненым или пострадавшим лицам в кратчайшие сроки».

Такими лицами могут быть сотрудники правоохранительных органов (органов внутренних дел, прокуратуры и т.п.).

В соответствии с международными рекомендациями в Российской Федерации принят ряд законодательных актов, которые обязывают должностных лиц в случае причинения вреда преступнику оказывать ему медицинскую помощь. Это касается военнослужащих, сотрудников полиции, службы медицины катастроф и других должностных лиц. Частным детективам и охранникам также предписано обеспечивать доврачебную помощь лицам, получившим телесные повреждения в результате принуждения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» и Положением о Всероссийской службе медицины катастроф (утверждено постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 195) принята федеральная целевая программа «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф на 1997-2001 гг.» (утверждена постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г.).

Программа предписывает обеспечить разработку и производство для массового использования населением в условиях возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций бытовых медицинских аптечек, включающих в себя набор средств, необходимых для оказания доврачебной помощи при травмах, ожогах, отравлениях.

На месте причинения вреда в результате применения оружия гражданами могут оказаться должностные лица, которые охраняют правопорядок. Такие лица, например, сотрудники полиции, в случаях применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в силу служебного долга обязаны «обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи». Указанная обязанность есть и у других лиц, поддерживающих правопорядок.

Важно отметить, что в соответствии со ст.125 УК РФ гражданин, применивший оружие, причинивший при этом телесные повреждения и оставивший без помощи лицо, которое «сам поставил в опасное для жизни или здоровья состояние», может быть привлечен к уголовной ответственности.

За нарушение правил применения и использования огнестрельного оружия, если это не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций

либо охраняемых законом интересов общества или государства, граждане несут административную (ст.ст. 20.8-20.15 КоАП РФ) или материальную ответственность.

Согласно нашей справки: В Российской Федерации около 4,5 млн. граждан получили право на владение оружием, во владении имеется 5,4 млн. единиц оружия, в основном охотничьего. Около 9,5 тыс. единиц наградного оружия находится у 6,5 тыс. граждан. У организаций различных форм собственности имеется в общей сложности 400 тыс. единиц оружия, им владеют в т.ч. 17 тыс. юридических лиц. Частные охранные предприятия имеет более 130 тыс. единиц оружия, в т.ч. 86 тыс. короткоствольного служебного оружия.

Поэтому, приобретая оружие, следует помнить, что любое применение оружия вне оговоренных в законе случаев, могут оказаться для Вас преступным деянием, которое способно стать причиной не только лишения права иметь оружие, но и грозить Вам уголовным преследованием вплоть до потери свободы.

Юлия Сироткина, 19.03.2015,
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.